На главнуюО журналеАрхив номеровСделать стартовойДобавить в избранное
 
 
О журналеНовостиДругие новостиАнонс нового номераЖурналыНовые документыСеминарыСтатья дняУсловия публикации материаловГде купитьРекламаРекламодателямКонтактыНаши партнерыКарта сайтаОбратная связь


 
Какие документы подтверждают расходы по командировке, и что делать в случае, если они отсутствуют?

Какие документы подтверждают расходы по командировке, и что делать в случае, если они отсутствуют?

Из этой статьи Вы узнаете:
Какие документы необходимо составить до отбытия в командировку?
Что делать, если работник потерял билеты?
Как подтверждаются фактически произведенные затраты?

В Постановлении правительства РФ от 13.10.2008 № 749 четко прописано, какие документы необходимо составлять до отбытия в командировку - это служебное задание и командировочное удостоверение. И еще два, которые оформляются в течение трех рабочих дней после возвращения работника из служебной поездки, - авансовый отчет и отчет о выполненной работе.

До сих пор многие организации были вынуждены спорить с налоговиками по вопросу, можно ли вместо командировочного удостоверения оформить приказ на служебную поездку. Ранее в п. 2 Инструкции было сказано, что по усмотрению руководителя организации направление работника в командировку наряду с командировочным удостоверением может оформляться приказом. Получалось, что приказ мог вполне заменить командировочное удостоверение.

Именно так на практике воспринимали это положение многие бухгалтеры, однако налоговики придерживались иного мнения. Богатая арбитражная практика, сложившаяся в пользу организаций, свидетельствует о том, что инспекторы не принимали приказ в качестве документа, подтверждающего командировочные расходы для налога на прибыль (постановления ФАС Западно-Сибирского от 07.05.07 № Ф04-2644/2007 (33834-А45-14), Уральского от 04.05.07 № Ф09-3119/07-С2 округов).

Однако, что Минфин России по этому вопросу не сформировал однозначной точки зрения (письма Минфина России от 06.12.02 № 16-00-16/158, от 28.10.05 № 03-03-04/2/90, от 26.12.05 № 03-03-04/1/442). В письмах утверждалось, что при наличии приказа руководства о направлении сотрудника в командировку оформление командировочного удостоверения не обязательно, только вот в письме от 23.05.07 № 03-03-06/2/89 его позиция полностью изменилась). Теперь же имеет значение лишь то, что однозначную позицию нормативно закрепило Правительство РФ: для оформления командировки требуется не приказ, а другие документы, стало быть, одного приказа для признания расходов недостаточно.

Митюкова Э.С. высказала мнение о том, что «на основании ст. 168 Трудового кодекса РФ все иные командировочные расходы, кроме расходов по проживанию, по проезду, и связанные с проживанием, возмещаются работодателем только с его разрешения или ведома. К таким расходам при командировке на территории Российской Федерации можно отнести расходы по оплате услуг связи, то есть дополнительные услуги различные, связанные с наймом жилья, и другие».

Предположим, что сотруднику выдали суточные в размере 1 000 рублей, однако так предусмотрено локальным нормативным актом по налогу на прибыль в 2008 г. - можно признать только 100 рублей, а по НДФЛ - 700 рублей, если командировка по Российской Федерации. Значит, 900 рублей не будут учтены в расходах по налоговому учету по налогу на прибыль, и 300 рублей сверх 700 будут облагаться НДФЛ. С 2009 г. для налога на прибыль и УСН норм по суточным больше не будет. К тому же под расходами понимаются экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, которые оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации или с обычаями делового оборота в том государстве, где такие расходы были произведены.

В дороге командированный работник может потерять документы, подтверждающие проезд и проживание. Как же в таком случае компенсировать его расходы и не заплатить налоги?

Расходы командированного работника должны подтверждаться оправдательными документами. Исключением из этого правила являются только суточные. Они выплачиваются за каждый день нахождения в командировке, и их общая сумма фиксируется только в авансовом отчете. Никакие отчетные документы по израсходованным суточным к авансовому отчету прилагать не нужно.
Совсем другое дело — затраты на проезд, подтверждением проезда служат авиа- или железнодорожные билеты. Что же делать, если работник потерял билеты? Он может написать заявление о том, что билеты утеряны, и попросить возместить понесенные расходы. Но выплата такой компенсации будет иметь определенные налоговые последствия и для предприятия, и для работника.
Отметим, что компенсировать всю сумму понесенных работником затрат на проезд не получится, так как согласно п. 19 инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках...» оплата проезда при отсутствии подтверждающих документов осуществляется по минимальной стоимости.

Другими словами, при утрате работником билетов, руководитель организации вправе принять решение о возмещении расходов по стоимости самой дешевой транспортировки до места командировки и обратно.

В этом случае основанием для возмещения оплаты проезда является заявление командированного работника с визой руководителя и указанием суммы возмещения, определенной по минимальной стоимости, которую нужно подтвердить справкой транспортной службы.

Сумму компенсации, выплаченную по заявлению, принять в налоговом учете нельзя, потому что нет первичного документа (нет и документального подтверждения), оно является главным условием для учета расходов при расчете налога на прибыль (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Начислять ЕСН и страховые взносы в Пенсионный фонд на сумму компенсации не нужно, так как ЕСН и страховыми взносами в Пенсионный фонд не облагаются выплаты, которые не уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (п. 3 ст. 236 НК РФ). НДФЛ не удерживается с компенсации сотруднику расходов на проезд, фактически произведенных и документально подтвержденных (ст. 217 НК РФ), поэтому затраты на оплату проезда, не подтвержденные документами, подлежат включению в налогооблагаемый доход работника. Именно поэтому заявления работника с просьбой оплатить расходы на проезд, а также положительной резолюции (приказа) руководителя об их возмещении недостаточно, для того чтобы компенсация не включалась в доход работника и учитывалась в налоговых расходах.

Полностью возместить сотруднику его расходы и не платить лишних налогов можно, запросив дубликаты билетов и справку, подтверждающую факт их покупки в кассе вокзала или аэропорта.

Вместе с билетом работник может потерять и счет за проживание в гостинице.
Например, до 1 января 2003 г., если командированный работник не предъявлял к оплате документы, подтверждающие наем жилого помещения, ему выплачивали компенсацию из расчета 12 рублей в сутки (приказ Минфина России № 49н от 6 июля 2001 г.). Однако с выходом Постановления Правительства РФ № 729 от 2 октября 2002 г. этот документ утратил силу.

Еще один нормативный акт, в котором указан размер выплаты командированным сотрудникам, за проживание в случае утери счета из гостиницы, это инструкция № 62, но указанные в ней суммы очень малы. Согласно трудовому законодательству, работодатель обязан возместить работнику расходы, связанные со служебной командировкой, при этом порядок и размеры возмещения затрат определяются коллективным договором (ст. 168 НК РФ). Поэтому условия выплаты компенсации расходов, не подтвержденных документально, организация может установить самостоятельно, главное, нужно все это прописать в договоре.

Только вот независимо от суммы, которую вы выплатите работнику в качестве компенсации, учесть ее при расчете налога на прибыль все равно нельзя (п. 1 ст. 252 НК РФ). Поэтому в налоговую базу по ЕСН она тоже не попадет, а НДФЛ в такой ситуации нужно удержать.

Однако есть вариант, при котором будут соблюдены все требования нормативных документов, и работник ничего не потеряет, для этого нужно сделать следующее.
Стоимость утерянных билетов и счетов за проживание можно компенсировать, как требует того инструкция о служебных командировках № 62, увеличив эту стоимость на денежную «потерю» работника, а с выплат удержать НДФЛ. Сумма выплаты должна быть равна сумме доплаты плюс 13 процентов (налог, который будет удержан с работника). В этом случае работнику будет компенсирована фактическая сумма затрат.

Для подтверждения расходов по найму жилого помещения и оплате брони работник должен предъявить счет по форме № 3-г, утвержденной приказом Минфина России № 121 от 13 декабря 1993 г., это документ строгой отчетности, который заменяет применение ККТ (Закон № 54-ФЗ от 22 мая 2003 г.). Но часто в гостиницах в подтверждение оплаты выдают приходный кассовый ордер или квитанцию. Вопреки мнению инспекторов, даже в этом случае затраты по найму жилья можно учесть в составе затрат. Так как Налоговый кодекс РФ не уточняет, какими именно документами должны быть подтверждены командировочные расходы и инспекция должна принимать любой документ, составленный по правилам бухгалтерского учета (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 16 февраля 2004 г. по делу № А56-14779/03).

Во время командировки работник может проживать не только в гостинице, но и в другом жилом помещении, в этом случае расходы по найму жилья может подтверждать документ, составленный в произвольной форме (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 4 июня 2003 г. по делу № А56-26589/02). Важно лишь, чтобы в нем были указаны наименование организации, стоимость проживания, дата и стояла подпись. Лучше, конечно, если расходы по найму жилья будут подтверждены бланками строгой отчетности, так как на их основании можно принять к вычету НДС, который входит в стоимость гостиничных услуг.

Можно вычесть из налогооблагаемой прибыли расходы на такси, которыми воспользовался командированный. Только вот на случай проверки нужно иметь документы, подтверждающие обоснованность таких затрат. Например, в приказе директора о направлении в командировку можно написать, что сотрудник берет такси для сокращения потерь рабочего времени.

Работник при перелете к месту командировки доезжает до аэропорта на такси. Минфин России рассмотрел эту ситуацию и занял совершенно новую для себя позицию: расходы на такси до аэропорта можно учитывать при налогообложении прибыли.

Расходы организации на командировки складываются из расходов на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы (подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Минфин России уточнил позицию в отношении проезда на такси, это касается проезда до любого места, откуда работник едет в командировку, а не только проезда до аэропорта.

Ранее в отношении расходов на такси использовалась инструкция № 62 «О служебных командировках в пределах СССР» (утвержденная Министерством финансов СССР, Государственным Комитетом СССР по труду и социальным вопросам, Всесоюзным центральным советом профессиональных союзов 7 апреля 1988 г.). Вместе с тем, критерии признания расходов сформулированы в главе 25 НК РФ. Расходы должны быть документально подтверждены и экономически обоснованы. И если расход на такси удовлетворяет таким критериям, налогоплательщик вправе его учесть при исчислении налога на прибыль.
Ранее чиновники не соглашались с тем, чтобы увеличивать расходы на стоимость проезда на такси (в п. 12 инструкции № 62 сказано, что командированному работнику возмещаются расходы на проезд до основной станции отправления при условии, что он добирался до нее транспортом общего пользования). Такси к такому транспорту не относится, и на этом основании налоговики не признавали в расходах по налогу на прибыль расходы на такси, такая позиция описана в письме Минфина России № 03-03-01-04/2/15 от 26 января 2005 г.

Сейчас в Минфине России решили, что ориентироваться на нее больше не будут, однако остается требование о документальном подтверждении и экономической оправданности расходов на такси.

Со вступлением в силу постановления правительства РФ от 13.10.2008 №749 причина для споров отпадет сама собой, тем более что Минфин России еще в прошлом году заявил, что не возражает против учета при расчете налога на прибыль стоимости такси (письма от 13.04.07 № 03-03-06/4/48, от 12.05.08 № 03- 03-06/2/47). Правда, организациям придется доказать экономическую обоснованность такого расхода.

Обоснованием экономической оправданности может быть приказ директора, составленный на конкретную командировку. В приказе должно быть указано, почему необходимо привлекать такси. Например, для сокращения потерь рабочего времени, если сотрудник выезжает в командировку в рабочий день, а до этого работает. Также для своевременного прибытия сотрудника на место выезда в командировку (в аэропорт, на вокзал и прочее), если выезд ночью.

Также для отдельных категорий работников (директоров, топ-менеджеров) в организации может быть установлен проезд на такси. Список таких работников следует закрепить во внутренних документах организации (например, в положении о командировках).

Если организация пользуется такси по договору с транспортной организацией, тогда такими документами являются акты об оказании услуг. В случаях же, когда работник рассчитался за такси наличными, это кассовый чек, приложенный к авансовому отчету. Федеральный закон от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» не освобождает такси от применения контрольно-кассовой техники. А бланки строгой отчетности для использования в такси Минфин России не утвердил. Поэтому в такси должен быть установлен кассовый аппарат, и клиентам должен выдаваться кассовый чек.

Следующий вопрос в том, что часто в городе командирования проводят встречу в ресторане и эти расходы можно учесть, если встреча была санкционирована, то есть изначально прописана в приказе. Например, о том, что будет встреча в определенном ресторане и встречаться будут определенные сотрудники организации для решения вопросов, и будут оформляться все документы как на представительские расходы, то есть пойдут параллельно документы, как на командировку, так и на представительские расходы.

К прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся представительские расходы, связанные с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и поддержания сотрудничества (подп. 22 п. 1 ст. 264 НК РФ). К представительским расходам относятся затраты на официальный прием или обслуживание:

1) представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления (поддержания) взаимного сотрудничества;
2) участников, прибывших на заседания совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика независимо от места проведения указанных мероприятий.

К представительским расходам также относятся расходы:

1) на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для официальных лиц организации, участвующих в переговорах;
2) на транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия (заседания) руководящего органа и обратно;
3) на буфетное обслуживание во время переговоров;
4) на оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.

Например, суд квалифицировал в качестве представительских расходов затраты на проведение переговоров между представителями общества и иностранной организации по вопросам делового сотрудничества в рамках договора на оказание консультационных услуг (реструктуризация операционной деятельности, изменение организационной структуры с целью повышения эффективности сокращения затрат и развития производства) (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27. 01. 2006 г. по делу № А42-8823/04-28).

Представительские расходы в течение отчетного (налогового) периода включаются в состав прочих расходов в размере, не превышающем 4 процента от расходов организации на оплату труда за этот отчетный (налоговый) период, поэтому представительские расходы относятся к нормируемым затратам. Датой осуществления представительских расходов признается дата утверждения авансового отчета (подп. 5 п. 7 ст. 272 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ, расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком.

Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Рассмотрим ситуации, при которых арбитражные суды признавали представительские расходы организации экономически обоснованными.

Например, по одному из арбитражных споров суд указал, что расходы организации соответствовали критериям, установленным подп. 22 п. 1 ст. 264 и п. 1 ст. 252 НК РФ. То есть расходы были связаны с официальным приемом и обслуживанием представителей других организаций, участвовавших в переговорах с целью установления и поддержания сотрудничества, были подтверждены и экономически обоснованы. Проводимые приемы представителей предприятий — контрагентов организации - были направлены не только на исполнение текущих обязательств по заключенным договорам, но и на дальнейшее продолжение сотрудничества. При этом на испытания организации приглашались как конкретные заказчики, так и представители других организаций (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21. 06. 2007 г. по делу № А56-10798/2006).

В другом налоговом споре суд отметил, что официальный характер проводимых мероприятий подтверждался приказами о командировании, в соответствии с которыми, при направлении сотрудника в командировку устанавливалась цель командировки: проведение переговоров с контрагентами, заключение договоров (что свидетельствует о направленности служебного задания на поддержание сотрудничества с контрагентами). Суд установил, что было назначено лицо, исполнявшее обязанности отсутствовавшего сотрудника организации, в связи с чем, визит руководителя организации не носил частного характера, а был официальной поездкой по служебной необходимости. Подтверждением официального характера проводившихся мероприятий служат также отчеты о командировке. Поэтому суд признал правомерным учет организацией представительских расходов в связи с тем, что указанные расходы носят официальный характер (Постановление ФАС Поволжского округа от 12. 09. 2007 г. по делу № А57-15382/06).

Согласно Постановлению ФАС Северо-Западного округа от 18. 04. 2007 г. по делу № А05-10601/2006-22, при наличии документов, подтверждающих факт несения затрат, организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму представительских расходов. Так, по одному из налоговых споров организация представила суду такие документы, как: договор, сметы представительских расходов, подготовленные на основании программ пребывания делегаций, двусторонние акты на обслуживание, счета-фактуры, документы на оплату услуг, калькуляции по организации питания. Оценив эти документы в совокупности, суд квалифицировал затраты налогоплательщика как представительские расходы и признал правомерным их отнесение к прочим расходам (Постановление ФАС Московского округа от 18. 06. 2007 г., № КА-А40/5440-07 от 19. 06. 2007 г. по делу № А40-45013/06-14-235).

По другому спору в качестве документов, подтверждавших обоснованность представительских расходов, организация представила акт об отнесении затрат к представительским расходам, исполнительную смету, товарные и кассовые чеки, авансовый отчет. Кроме того, организация подтвердила встречу генеральных директоров на официальном приеме и предоставила имевшиеся у нее документы, такие как протокол встречи, копии документов, подписанных в процессе переговоров в офисе организации. Подвергнув анализу полученные документы, суд признал обоснованными затраты организации на представительские расходы (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-8632/2005(17413-А70-37) от 30. 11. 2005 г.

Однако результаты переговоров, подписанные договоры и соглашения, программа переговоров, а также перечень решаемых вопросов, не относятся к первичным учетным документам, и их наличие не является обязательным условием для подтверждения налогоплательщиком фактически произведенных затрат (Постановление ФАС Поволжского округа № А12-18384/04-С36 от 22 - 29. 03. 2005 г.).

Налоговое законодательство не требует обязательного включения в перечень представленных организацией документов поименного списка представителей организаций — участников переговоров, программы проведения деловой встречи и прочее (Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-3872/05-С7 от 07. 09. 2005 г.). Только вот при отсутствии документов, подтверждающих факт несения представительских расходов, организация не имеет права учитывать их при налогообложении прибыли (Постановление ФАС Северо-Кавказского округа № Ф08-722/2007-296А от 12. 03. 2007 г. по делу № А32-2686/2005-53/200).

В другом случае арбитражный суд установил, что общество относило на затраты представительские расходы на основании счетов предприятий общественного питания. Между тем счета не относятся в соответствии с законодательством к платежным документам, подтверждающим факт осуществления расчетов, поэтому суд сделал вывод о том, что общество документально не подтвердило понесенные представительские расходы (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 10. 08. 2006 г. по делу № А29-4238/2005а).

Для списания представительских расходов организация должна подтвердить их связь с предпринимательской деятельностью организации.

Например, разрешая налоговый спор, суд сделал вывод, что представительские расходы были документально подтвержденными, экономически обоснованными, осуществлялись в целях установления и поддержания взаимного делового сотрудничества с организациями, которое осуществлялось в течение всего проверяемого периода, то есть расходы были связаны с получением доходов. В связи с этим суд признал правомерным их учет в составе прочих расходов (Постановление ФАС Московского округа от 13. 12. 2006 г., № КА-А40/11391-06 от 19. 12. 2006 г. по делу № А40-19539/06-99-122).

Документами, которые служат для подтверждения представительских расходов, являются:
1) приказ (распоряжение) руководителя организации об осуществлении расходов на представительские цели;
2) смета представительских расходов;
3) первичные документы, в том числе в случае использования приобретенных на стороне каких-либо товаров для представительских целей, оплаты услуг сторонних организаций;
4) акт об осуществлении представительских расходов, подписанный руководителем организации, с указанием сумм фактически произведенных представительских расходов.

Согласно письму УФНС России по г. Москве от 06. 10. 2006 г. № 20-12/89121.2 «Об отнесении к представительским расходам затрат на приобретение продуктов и одноразовой посуды для организации официального приема и буфетного обслуживания клиентов при проведении деловых переговоров и презентаций услуг» в отчете о представительских расходах, составленном по проведенным представительским мероприятиям, отражаются:

1) цель представительских мероприятий и результаты их проведения;
2) дата и место проведения;
3) программа мероприятий;
4) состав приглашенной делегации;
5) участники принимающей стороны;
6) величина расходов на представительские цели.

Приобретение подотчетным лицом товаров (услуг) на представительские цели, подтверждающими документами являются первичные документы, выданные организациями подотчетному лицу. Такие как: кассовые (товарные) чеки, акты приема-передачи товаров (оказанных услуг) и прочие документы, а также авансовый отчет об использовании подотчетных сумм (письмо УФНС России по г. Москве от 16. 05. 2006 г. № 20-12/41851 «О налогообложении налогом на прибыль командировочных и представительских расходов»).

При заключении договора со сторонней организацией, документальным подтверждением представительских расходов служат: договор с этой организацией, акт выполнения работ (оказания услуг), счет-заказ, счет-фактура.
В одном из налоговых споров суд признал обоснованным налоговый учет расходов по оплате стоимости полета акционера и члена правления общества для участия в общем собрании акционеров (Постановление ФАС Поволжского округа от 31. 08. 2006 г. по делу № А65-18519/2005-СА2-22).

Расходы организации на алкогольную продукцию, при проведении официального приема, также включаются в представительские расходы, которые учитываются в размере, не превышающем 4 процента от расходов организации на оплату труда за отчетный (налоговой) период. В случае их осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота, при проведении деловых переговоров (сделок) (письмо Минфина России № 03-02-05/1/49 от 09. 06. 2004 г.).

При этом под обычаем делового оборота признается сложившееся правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).

Позднее Минфин России подтвердил свою позицию письмом № 03-03-04/4/136 от 16. 08. 2006 г., указав, что расходы на приобретение продуктов питания, в том числе спиртных напитков, для организации официального приема иностранной делегации, проводимого в целях установления (поддержания) взаимного сотрудничества, могут быть учтены в составе представительских расходов. Налоговые органы поддерживают позицию финансового ведомства по данному вопросу. По их мнению, в представительские расходы могут включаться затраты организации на алкогольную продукцию при проведении официального приема (письмо УМНС России по г. Москве от 27. 09. 2004 г. № 26-12/62972 «Об отнесении расходов на приобретение алкогольной продукции для официального приема к представительским расходам»).

Несмотря на совпадение мнений финансовых и налоговых органов по этому вопросу, налоговые инспекции все же иногда предъявляют организациям претензии, которые связаны с налоговым учетом расходов на покупку спиртных напитков (Постановления ФАС Северо-Западного округа № А44-2051/2005-9 от 26. 12. 2005 г., ФАС Западно-Сибирского округа № Ф04-1827/2005(12476-А27-33 от 29. 06. 2005 г.).

Пример.
Постановление ФАС Северо-Западного округа № А56-24907/04 от 12. 05. 2005 г. Налоговый орган провел выездную проверку соблюдения организацией законодательства о налогах и сборах, где он выявил ряд налоговых правонарушений. Налогоплательщику было вменено в вину необоснованное отнесение к представительским расходам, уменьшающим полученные доходы, затрат по оплате спиртных напитков.

По мнению налогового органа, затраты на алкогольную продукцию, при проведении официального приема представителей других организаций, не должны были относиться к представительским расходам, поскольку они не предусмотрены п. 2 ст. 264 НК РФ, который содержит исчерпывающий перечень расходов на представительские цели.

Организация не согласилось с подобной трактовкой закона и обжаловала решение налогового органа в судебном порядке. Арбитражный суд признал несостоятельным довод налогового органа о том, что п. 2 ст. 264 НК РФ содержит исчерпывающий перечень расходов на представительские цели. Суд подчеркнул, что налоговый орган не оспаривал тот факт, что реальные затраты общества на приобретение спиртных напитков были связаны с проведением официального приема и обслуживанием представителей других организаций, что в силу подп. 22 п. 1 и п. 2 ст. 264 НК РФ относится к представительским расходам, уменьшающим доходы организации. В результате суд вынес решение в пользу налогоплательщика.

Похожий подход к решению вопроса осуществления затрат на алкогольную продукцию был и в Постановлении ФАС Центрального округа № А68-АП-456/11-04 от 16. 12. 2005 г. По делу, рассмотренному ФАС Уральского округа, основанием для доначисления налога на прибыль послужил вывод налогового органа о занижении налогооблагаемой базы на сумму затрат на алкогольную продукцию, при проведении официального приема представителей других организаций, участвовавших в переговорах в целях установления (поддержания) взаимного сотрудничества. Арбитражный суд отметил, что п. 2 ст. 264 НК РФ не определяет перечень продуктов и напитков, которые не могут включаться в состав представительских расходов, и признал решение налогового органа недействительным (Постановление ФАС Уральского округа № Ф09-2878/05-С7 от 12. 07. 2005 г. по делу № А07-33120/04).

К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики (лечения) заболеваний (п. 2 ст. 264 НК РФ).
Таким образом, не все расходы, понесенные налогоплательщиком, подпадают под определение представительских расходов для целей главы 25 НК РФ.
Расходы на приобретение сувениров для иностранной делегации не могут быть учтены в составе представительских расходов, поскольку они не предусмотрены п. 2 ст. 264 НК РФ (письмо Минфина России № 03-03-04/4/136 от 16. 08. 2006 г.).

Если на мероприятие, такое как ужин в ресторане, отсутствуют подтверждающие документы о том, что мероприятие носит официальный характер, а также отсутствуют документы, подтверждающие проведение официальных деловых переговоров, то расходы по проведению такого мероприятия не учитываются для целей налогообложения прибыли (письмо УФНС России по г. Москве от 23. 12. 2005 г. № 20-12/95338 «Об условиях и порядке учета расходов на ужин в ресторане при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль»). Расходы на завтраки, обеды, ужины, не носящие официального характера, должны оплачиваться представителями делегаций, прибывших на переговоры, за счет суточных, выдаваемых при командировании сотрудников, или за счет собственных средств (письмом Минфина России № 03-03-01-04/1/157 от 05. 04. 2005 г.).

Арбитражные суды считают экономически не обоснованными расходы на приобретение цветов, использованных для украшения места проведения переговоров. Например, суд посчитал, что налогоплательщик не доказал, что данные затраты обусловлены необходимостью соблюдения обычаев делового оборота, касающихся организации встреч деловых партнеров (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15. 03. 2006 г. по делу № А29-1822/2005а).

Выплата компенсаций за оплату услуг мобильной связи производится на основании приказа руководителя организации, в котором должны быть изложены причины, по которым работником осуществляются телефонные переговоры с использованием личного мобильного телефона. Для определения размера возмещения расходов работников на оплату услуг мобильной связи нужно наличие счета от организации — оператора мобильной связи. При документальном подтверждении суммы расходов и факта использования услуг мобильной связи в интересах работодателя для служебных целей, компенсация данных затрат не будет являться объектом обложения взносами на обязательное пенсионное страхование.



     
 
 
 
 
 
  При воспроизведении материалов с сайта обязательно давать ссылку или логотип
(в печатных СМИ) ©2001-2012 Журнал «Горячая линия бухгалтера»
О журнале | Архив номеров | Подписка | Новости | Реклама | Контакты | Обратная связь